ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш Вас понимает. Проверьте, пожалуйста, может ли ребенок выполнить следующие инструкции:
Покажи зайчика, машину, собачку.
Возьми зайчика, машину, собачку.
Дай зайчика, машину, собачку.
Обними маму. Поцелуй папу.
Пожалей бабушку.
Поиграй в ладушки.
Закрой глаза.
Помаши ручкой.
Возьми маму за руку и иди домой.
Налей в стакан воды и дай его бабушке.
Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф.
Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф.
Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми. Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.
Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете.
© Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.
© Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает), дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т.п.
© Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
© Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
© Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.
© Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.
Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденется. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.
Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают - он капризничает, выражает недовольство, и протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.
Ни в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним Вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
Для стимулирования появления речи предлагаются разнообразные методические приемы, структурно организованные в следующие блоки: диалог, имитация и звукоподражание, стихи, чтение.